/

Курсы экскурсоводов - обзорная пешеходная экскурсия по Казани | «Comfest»

КУРСЫ ЭКСКУРСОВОДОВ – Базовые. ОБЗОРНАЯ КОМБИНИРОВАННАЯ (АВТОБУСНАЯ+ПЕШЕХОДНАЯ) ЭКСКУРСИЯ ПО КАЗАНИ



© Учебно-тематический план и программа курса

«ЭКСКУРСОВОД - 1я часть»

Подготовка обзорной комбинированной (автобусной и пешеходной) экскурсии «КАЗАНЬ – МЕСТО ВСТРЕЧИ ДВУХ МИРОВ»

Необходимая начальная подготовка: на базе высшего проф.образования (бакалавриат). Рекомендуется знать (прочитать) учебники для 6-8 классов средней общеобразовательной школы «История Татарстана».

Продолжительность курса: 4 месяца = 112 академических часов + самост.работа.

Стоимость:  12500р.

Цель курса: Получение слушателем базовых знаний по экскурсоведению, разработка и подготовка к проведению обзорной комбинированной (автобусной и пешеходной) экскурсии «Казань – место встречи двух миров», вкл.пешеходные по Старо-Татарской слободе, улицам Баумана и Кремлевской.

Описание маршрута мега-экскурсии: Ж/д вокзал – ул.Чернышевского - ул. Л.Булачная - ул.Астрономическая - ул. Московская -ул.Татарстан - ул.Тукая (выход группы у Юнусовской площади) - пешеходная экскурсия по Старо-Татарской слободе (ул.Ф.Карима, -К.Насыри -ул.Кунче –ул.Марджани до мечети –ул.К.Насыри – посадка группы в автобус) –ул.Пушкина – ул.Татарстан - ул.Горького - ул.К.Маркса – пл. Свободы (возможен объезд площади по Б.Красной и Театральной, выезд к НКЦ «Казань» не предусмотрен, но объект входит в занятие №13) - по К,Маркса свернуть по ул.К.Фукса - ул.Б.Красная - выход посещение Богородицкого монастыря – Иконы Казанской Б.Матери – ул. Батурина – ул. К.Маркса – ул.Япеева - ул Дзержинского (Черное озеро) - ул. Лобачевского, ул. Кремлевская (КПФУ), - ул. Университетская, ул. Баумана выход группы, пешеходная экскурсия по ул.Баумана (до ул. М.Джалиля –переход до Петропавловского собора\Мариинская гимназия) - пешеходная экскурсия по ул.Кремлевская от ул.М.Джалиля (с обзором Александровский и Чернояровский Пассаж, Главпочтамт) до площади 1 мая к Спасской башни.

Занятие 1: (4 ак.часа – лекция)

Происхождение казанских татар. История Казани Х-ХУП вв. (Волжская Булгария, Булгарский Улус в Золотой Орде, Казанской ханство и его завоевание в 1552г.)

Домашнее задание: читать учебники «История Татарстана» для учащихся 6-8 классов средней школы.

Лектор – д.и.н., проф.КГУ Давлетшин Г.М.

Занятие 2: (4ак.ч.- практика)

Экскурсия по гос. Музею-заповеднику «Казанский Кремль».

Прогулка по ул.Кремлевской (Нац.Музей РТ, АлександровскийПассаж, ГлавПочтамт и др.), по ул.Рахматуллина (Мариинская гимназия, гостиница Дворянского собрания).

История развития религиозных конфессий в Казани: Православие. Экскурсия по Петро-Павловскому собору.

Домашнее задание: подготовить информацию (желательно посетить) о Кресто-воздвиженской церкви и Иконе Казанской божией матери, о Богородицком монастыре.

Экскурсоводы «Казанского Кремля»

Лектор: иерей Петропавловского собора Глущенко А, (отец Артемий),

Сопровождение прогулки – преподаватель УЦ «Комфест»

Занятие 3: (4 ак.часа – лекция)

История Казани и Казанской губернии – ХУП - ХIХ вв. (период «казанского царства» в Московском государстве до начала ХУШв,, административные образование и преобразования Казанской губернии ХУШв в Российской империи, события Х1Хв.)

Домашнее задание: посетить Национальный госуд. музей РТ.

Лектор – Свердлова Л.М. профессор КГУ или

к.и.н.,зав.отд.Инс.истории РТ Загидуллин И.К.

Занятие 4: (2ак.ч.- лекция, 2ак.ч.- практика)

История развития религиозных конфессий в Казани: Ислам.

Экскурсия по Соборной Мечети Казани им. Марджани и по Апанаевской мечети. (вкл.историю Сенной мечети и Кул-Шариф)

Домашнее задание: посетить в будни днем Синагогу и музей в ней (возможно организовнно с представителем УЦ «Комфест»)

Лектор – Сунгатуллина С.З. или Имам\шакирд мечети им.Марджани,

Занятие 5 методическое: (4 ак.часа – лекция)

Экскурсоведение – разработка экскурсии. Понятие обзорной городской экскурсии – пешеходой и автобусной (цели. задачи, многоплановость,др.). Построение экскурс.маршрута, хронометраж, типы экскурс.объектов. Основы построения экскурсии – ее структура, отбор подтем, объектов, текст и методич.разработки экскурсии (маршрут.карта, портфель экскурсовода).

Выдача заданий по подготовке рассказа каждым по 1му объекту по маршруту.

Лектор - гл.хранитель музея КГУ Ильина И.С.

Занятие 6: (1ак.ч.- лекция, 3ак.ч.- практика)

Архитектурный комплекс Университета (КГУ).

Наука в Татарстане. История КГУ (экскурсия в музее КГУ).

Экскурсия по Национальной библиотеке РТ (Дом Ушкова).

Лекция «Бибдиография -поиск и работа с материалами по Казани. Справочно-информационные ресурсы нац.библиотеки им.Ленина - каталоги т т.д.»

Лекторы\экскурсоводы – Ильина И.С.,гл.хранитель музея КГУ

Кочкарина Г.Ф.- зав.инф.-библ.отд.Нац.библиотеки РТ

Занятие 7-8: (6а.часов – лекция\презентация)

Архитектурный "ликбез": основные понятия, архитектурные элементы, составляющие.
Этапы градостроительного освоения территории Казани, границы исторического поселения.

Архитектура Казани: ХУ – ХХIвв. (по этапам)

Основные архитектурные стили на примере казанских памятников истории и культуры. (в т.ч. объекты по ул.Кремлевская, К.Маркса, Горького и др.)

Особенности национальной мусульманской архитектуры Казани.

Особенности христианской (православной, лютеранской, католической) архитектуры Казани (вкл.Крестовоздвиженскую церковь, храм св.великомученницы Варвары)..

Лектор – зам.предс.ТРО ВООПИК, архитектор Забирова Ф.М.

Занятие 9: (3 ак.часа – практика)

Экскурсия по Старо-Татарской Слободе без захода в мечети: Юнусовская площадь (ул.Тукая, музей Тукая, Голубая мечеть), по ул. Ф.Карима выйти на ул.К.Насыри (возможна петля до ул.Кунчи), через рес-н «Казанская усадьба» выйти на ул.Марджани (купеческие дома), к театру Камала (с обзором на оз. Кабан и парк 1000-летия, памятник С.Сайдашеву, клуб Шарык) переход через ул.Татарстан, по ул.Московской (б.г.Булгар, Сенная мечеть), выйти на Сенную площадь (дом Фукса)

Экскурсовод – Секретова Н.А. или Шагиева Р.Г.

Занятие 10: (4ак.ч.- лекция,)

Казанский посад. История, архитектура, культура Казанского Посада. Объекты по ул.Кремлевской, Карла Маркса, Большой Красной

Лектор – краевед, публицист Жаржевский Л.М.

Занятие 11: (4 ак.часа – практика)

Казанский посад. Экскурсия по ул.Баумана,

краевед, публицист Жаржевский Л.М.

Занятие 12: (3ак.ч.- лекция, 1ак.ч.- практика)

Театральная история Казани. Татарский драм.театр (посещение музея в театре им.Камала – см.занят.№6). Русский драматический театр (театр им.Качалова). Оперный театр.

Русские литераторы и поэты Х1Х века и рубежей Х1Х-го в Казани: Державин, Пушкин, Боратынский, Толстой, Горький.

Лектор – профессор КГУ Бушканец Л.Е.

Занятие 13-14: (2ак.ч.- лекция, 4ак.ч.- практика)

1. Экскурсия в Музее 1000-летия Казани.

2. Лекция «Искусство татарского народа».

3. Экскурсия по экспозиции из музея Тукая (врем.располагается в Музее 1000-летия Казани)

Лектор – экскурсовод, искусствовед музея Кариева Л.А. или Шагиева Р.Г.

Экскурсовод, зав.отд.музея Тукая Иванова Л.Т.

Занятие 15: методическое: (3 ак.часа – лекция, 1 час - практика)

Экскурсоведение – разработка экскурсии. Методич.приемы, используемые при подготовке текста и во время рассказа\показа эксурсии: реконструкция, сравнение, цитирование и т.д. Прием движения в экскурсии.

Включение архитектурно-градостроит-х тем, подтем в экскурсионный маршрут.

Распределение маршрута мега-экскурсии по зонам ответственности между учащимися.

Практика: рассказ каждым учащимся об 1м выбранном объекте.

Домашнее задание: подготовка материалов к написанию текстов мини-экскурсий по своим участкам маршрута (зонам ответственности)

Занятие 16: методическое: (3 ак.часа – лекция, 1 час - практика)

Экскурсоведение – проведение экскурсии. Дифференцированный подход к экскурсионному обслуживанию: по тематике, по форме (напр. в ночное, др.время; прогулки от гостиницы, использ-е такси, трамваев и др.видов транспорта) и доп.услугам (напр. питание, сувениры); по категории экскурсантов (возраст, род занятий, интересы, географ.происхождение\интуристы)

Психология в экскурсионной деятельности. Разрешение конфликтных ситуаций.

Портфель экскурсовода, маршрутная карта и т.д. Применение наглядных пособий, технических средств.

Законы,нормативные правовые акты РФ и информационные технологии в сфере туризма.

Домаш.задание: Замер времени (хронометраж) перехода по своему участку. Подготовка Маршрутной карты по своему участку.

Занятие 17: методическое: (4 ак.часа – лекция)

Экскурсоведение – проведение экскурсии. Профессиональное мастерство экскурсовода. Его компоненты: конструктивный, организаторский, коммуникативный и познавательный. Владение педагогической техникой. Технология проведения экскурсии (в т.ч. расстановка группы у объекта, организация перемещения группы между объектами).

Тестирование учащихся по методическим занятиям (разработка и проведение экскурсии).

Домаш.задание: Подготовка портфеля экскурсовода по своему участку. Написание текстов мини-экскурсий по своим участкам маршрута (зонам ответственности)допош

Сдача учащимися текстов мини-экскурсий и маршрутных карт по своим участкам маршрута (зонам ответственности). Проверка текстов мини-экскурсий.

Занятие 18-19: (8 ак.часов – практика)

Обсуждение текстов экскурсий, замечаний и рекомендаций к текстам (возможно индивидуал. занятия).

Самост.работа: Исправление текстов. Корректировка маршрутной карты по своему участку.

Занятие 20: (4 ак.часа – практика)

Самостоятельное организационное занятие группы. Совместная подготовка текста объединенной автобусной обзорной экскурсии по центру Казани «Казань – место встречи двух миров» (вкл.пешеходные экскурсии по Старо-Татарской Слободе и ул.Баумана, комплексу КГУ).

Корректировка текста автобусной обзорной экскурсии «Казань – место встречи двух миров» преподавателем и ответственным из группы.

Дом.задание: Заучивание текста экскурсии по своему участку и соседним.

Занятие 21: (4 ак.часа – практика)

Репетиция учащимися текстов экскурсии «Казань – место встречи двух миров». Обязательно начало экскурсии, по своим участкам маршрута (зонам ответственности) и соседним.

Самостоят.совместная работа: Корректировка объединенной маршрутной карты обзорной экскурсии (на участках с показом по ходу автобса) в соответствии с установленным хронометражом.

Занятие 22: (4 ак.часа – практика)

Репетиция учащимися текстов обзоной экскурсии «Казань – место встречи двух миров» по пешеходным участкам маршрута. (Знать текст по всему маршруту)

Занятие 23: (4 ак.часа – практика)

Зачетная пешеходная экскурсия по комлпексу КГУ, улицам.Баумана и Кремлевская.

.


Занятие 24: (4 ак.часа – практика)

Зачетная пешеходная экскурсия по Старо-Татарской Слободе.

Занятие 25 (4 ак.часа – практика)

Методическая обзорная автобусная экскурсия по Казани.

Занятие 26: методическое +репитиция: (1 ак.часа – лекция 3ак.часа - практика)

Экскурсоведение – специфика показа и рассказа (краткой экскурсионной справки) по ходу движения автобуса.

Репетиция учащимися текста автобусной экскурсии с хронометражом по улицам Горького, К.Маркса, Б.Красной и др. участкам экскурсии с показом по ходу автобуса.

Дом.задание: Самостоятельно (можно объединившись с учащимися подгруппы) провести обзорную автобусную экскурсию на легковом автомобиле.

Занятие 27-28: (4-6 ак.часа – практика)

Пробная+зачетная обзорная автобусная (возм.на легковой а\машине учащихся) экскурсия по Казани

УЧЕБНИКИ ПО ИСТОРИИ ТАТАРСТАНА (любой из этих учебников)

Е.И.Устюжанина, И.М.Абдрашитовой и Н.П.Мунькова, - учебное пособие по истории Татарской АССР выдержал ряд изданий (1970, 1973, 1975 – на русском, 1972 – на татарском языке). В течение длительного времени оно оставалось единственным пособием для преподавания этого курса в средней школе.

К.Р.Синицына «ИСТОРИЯ ТАТАРСТАНА И ТАТАРСКОГО НАРОДА», изд.1995г. и 2000г.

Гилязов, Искандер Аязович.

История Татарстана и Татарского народа с древнейших времен до конца XIX века : учебное пособие для 10 класса средней общеобразовательной школы / И. А. Гилязов, В. И. Пискарев, Ф. Ш. Хузин. - Казань : Хэтер, 2008. - 269, [1] с. : ил., портр., факс., цв. ил., портр.; 22 см.; ISBN 978-5-94113-254-6 (В пер.)

Данный электронный учебник "История Татарстана. 6 класс" составлен на основе ... А.М.Прокофьев.

Для учащихся 6-9 классов средней школы.

http://isttat6.izmeri.edusite.ru/p19aa1.html

1.Учебник для 6го класса «ИСТОРИЯ ТАТАРСТАНА с древнейших времен до середины ХУ1 века», авт.Ф.Ш.Хузин, В.И.Пискарев Казань : Хэтер, 2012. - 93,

2.Учебник для 7го класса «ИСТОРИЯ ТАТАРСТАНА со второй половины ХУ1-ХУШ века»,

Авт. И.А.Гилязов, В.И.Пискарев.

3.Учебник для 8го класса ИСТОРИЯ ТАТАРСТАНА Х1Х век» авт.В.И.Писарев




Назад в раздел
it-construction