/

Курсы экскурсоводов - автобусная и пешеходные экскурсии по Казани | «Comfest»


Назад в раздел

1я ч. базовая ЭКСКУРСОВОД Обзорная автобусная(центр) +3 пешеходные экскурсии



© Учебно-тематический план и программа курса

«ЭКСКУРСОВОД - базовый курс»

Подготовка обзорной комбинированной (автобусной и пешеходной) экскурсии «КАЗАНЬ – МЕСТО ВСТРЕЧИ ДВУХ МИРОВ»

Необходимая начальная подготовка: на базе высшего проф.образования (бакалавриат). Рекомендуется знать (прочитать) учебники для 6-8 классов средней общеобразовательной школы «История Татарстана».

Продолжительность курса: 4 месяца = 120 академических часов + самост.работа.

Цель курса: Получение слушателем базовых знаний по экскурсоведению, разработка и подготовка к проведению обзорной комбинированной (автобусной и пешеходной) экскурсии «Казань – место встречи двух миров», вкл.пешеходные по Старо-Татарской слободе, улицам Баумана и Кремлевской.

Описание маршрута мега-экскурсии: Ж/д вокзал (ул.С.Галеева) – ул.Ташаяк - ул. Л.Булачная - ул.Астрономическая - ул. Московская -ул.Татарстан - ул.Тукая (выход группы у Юнусовской площади) - пешеходная экскурсия по Старо-Татарской слободе (ул.Ф.Карима, -К.Насыри -ул.Кунче –ул.Марджани до мечети –ул.К.Насыри – посадка группы в автобус) –ул.Пушкина – ул.Татарстан - ул.Горького - ул.К.Маркса – ул.Театральная -остановка с обзором пл. Свободы (возможен, но не предусмотрен объезд вокруг Кабинета Министров РТ с подъездом к НКЦ «Казань» - объект входит в занятие №13) – поворот налево по ул.Б.Красная - выход посещение Богородицкого монастыря –– ул. Батурина – ул. К.Маркса – ул.Япеева - ул Дзержинского (Черное озеро) - ул. Лобачевского, ул. Кремлевская (КПФУ), - ул. Университетская, ул. Баумана выход группы, пешеходная экскурсия по ул.Баумана (до ул. М.Джалиля –переход до Петропавловского собора) - пешеходная экскурсия по ул.Кремлевская от ул.М.Джалиля по пер.Рахматуллина (\Мариинская гимназия, гост.Дворянского собрания) выход на ул.Кремлевская (Александровский и Чернояровский Пассаж, Главпочтамт) до площади 1 мая к Спасской башне Кремля.

Занятие 1: (4 ак.часа – лекция)

Происхождение казанских татар. История Казани Х-ХУП вв. (Волжская Булгария, Булгарский Улус в Золотой Орде,)

Домашнее задание: читать учебники «История Татарстана» для учащихся 6-8 классов средней школы.

Напр.см. http://isttat6.izmeri.edusite.ru/p19aa1.html - электронный учебник "История Татарстана. 6 класс" составлен на основе учебника А.М.Прокофьева

Лектор – д.и.н., проф.КГУ Давлетшин Г.М.

Занятие 2: (4ак.ч.- практика)

История развития религиозных конфессий в Казани: Ислам.

Экскурсия по Соборной Мечети Казани им. Марджани и по Апанаевской мечети. (вкл.историю Сенной мечети и Кул-Шариф)

Домашнее задание: посетить в будни днем Синагогу и музей в ней (возможно организовнно с представителем УЦ «Комфест»)

Лектор – Сунгатуллина С.З. или Имам\шакирд мечети им.Марджани,

Занятие 3: (4 ак.часа – лекция)

Казанское ханство и его завоевание в 1552г. История Казани и Казанской губернии – ХУП - ХIХ вв. (период «казанского царства» в Московском государстве до начала ХУШв,, административные образование и преобразования Казанской губернии ХУШв в Российской империи)

Домашнее задание: посетить Национальный госуд. музей РТ.

Лектор – Свердлова Л.М. профессор КГУ или

к.и.н.,зав.отд.Инс.истории РТ Загидуллин И.К.

Занятие 4: (2ак.ч.- лекция, 2ак.ч.- практика)

История развития религиозных конфессий в Казани: Православие. Экскурсия по Богоргодицкому монастырю и Кресто-воздвиженской церкви.

Дом.задание: Самостоятельная прогулка по улице Б.Красная и К.Маркса (от Кремля\ул.Батурина до площади Свободы. Посещение Музея иконы Казанской Б.Матери

Лектор, экскурсовод: директор музея Благовещенского собора Пехтелева О.А.

Занятие 5 методическое: (4 ак.часа – лекция)

Экскурсоведение – разработка экскурсии. Понятие обзорной городской экскурсии – пешеходной и автобусной (цели. задачи, многоплановость,др.). Построение экскурс.маршрута, хронометраж, типы экскурс.объектов. Основы построения экскурсии – ее структура, отбор подтем, объектов, текст и методич.разработки экскурсии (маршрут.карта, портфель экскурсовода).

Дом.задание:Выдача заданий по подготовке рассказа каждым по 1му объекту по маршруту.

Лектор - засл.деят.культурыРТ, засл.работник образ.РТ Ильина И.С.

Занятие 6: (1ак.ч.- лекция, 3ак.ч.- практика)

Архитектурный комплекс Университета (КГУ). Наука в Татарстане. История КГУ (экскурсия в музее КГУ).

Экскурсия по Национальной библиотеке РТ (Дом Ушкова).

Лекция «Библиография -поиск и работа с материалами по Казани. Справочно-информационные ресурсы нац.библиотеки им.Ленина - каталоги т т.д.»

Дом.задание: самост.прогулка по двору главного корпуса Университета (КГУ)

Экскурсовод музея КГУ

Лектор Кочкарина Г.Ф.- зав.инф.-библ.отд.Нац.библиотеки РТ

Занятие 7: (4а.часов – лекция\презентация) Архитектурный «ликбез» и архитектурные стили на примере казанских памятников истории и культуры

Архитектурный "ликбез": основные понятия, архитектурные элементы, составляющие.
Этапы градостроительного освоения территории Казани, границы исторического поселения.

Архитектура Казани: ХУ – ХХIвв. (по этапам)

Основные архитектурные стили на примере казанских памятников истории и культуры. (в т.ч. объекты по ул.Кремлевская, К.Маркса, Горького и др.)

Особенности национальной мусульманской архитектуры Казани.

Особенности христианской (православной, лютеранской, католической) архитектуры Казани (вкл.Крестовоздвиженскую церковь, храм св.великомученницы Варвары)..

Лектор – зам.предс.ТРО ВООПИК, архитектор Забирова Ф.М.

Занятие 8: (3 ак.часа – практика)

Экскурсия по Старо-Татарской Слободе без захода в мечети: Юнусовская площадь (ул.Тукая, музей Тукая, Голубая мечеть), по ул. Ф.Карима выйти на ул.К.Насыри (возможна петля до ул.Кунчи), через рес-н «Казанская усадьба» выйти на ул.Марджани (купеческие дома), к театру Камала (с обзором на оз. Кабан и парк 1000-летия, памятник С.Сайдашеву, клуб Шарык) переход через ул.Татарстан, по ул.Московской (б.г.Булгар, Сенная мечеть), выйти на Сенную площадь (дом Фукса)

Экскурсовод –рук.Гильдии экскурсоводов Секретова Н.А. или к.ист.н.Шагиева Р.Г.

Занятие 9: (4ак.ч.- лекция,)

Казанский посад. История, архитектура, культура Казанского Посада. Казань купеческая.

Лектор – краевед, публицист Жаржевский Л.М.

Занятие 10: (4 ак.часа – практика)

Казанский посад. Фактологическая экскурсия по ул.Баумана (возможен круг до ул.Кремлевская через улицы М.Джалиля и .К.Наджми)

Лектор – краевед, публицист Жаржевский Л.М.

Занятие 11: (3ак.ч.- лекция, 1ак.ч.- практика) Театральная история Казани

Театральная история Казани. Татарский драм.театр Русский драматический театр (театр им.Качалова). Оперный театр и др..

Дом.задание: посещение музея в театре им.Камала, в театре им.Качалова

Лектор – профессор КГУ Бушканец Л.Е.

Занятие 12: (1ак.ч.- лекция, 3ак.ч.- практика)

Русские литераторы и поэты Х1Х века и рубежей Х1Х-го в Казани: Державин, Боратынский, Толстой, Горький. Экскурсия в музее Боратынского

Пешеходная экскурсия по ул.Горького, Карла Маркса (вкл.сквер Л.Толстого), Муштари,

Дом.задание: Самостоятельное посещение Музея Горького.

Лектор-экскурсовод – зам.директора и с.н.сМузея Боратынского., к..и.н. Скворцова Е.В.

Экскурсовод Музея Боратынского – Маслов А.Г. .

Занятие 13: (2ак.ч.- лекция, 2ак.ч.- практика)

1. Лекция «Литература и поэзия татарского народа».

2. Экскурсия по музею Тукая

Дом.задание: Самостоятельное посещение Музея истории татарской литературы с мем-квартирой Ш.Камала на ул.Островкого-15.

Лектор – экскурсовод - зав.отд.музея Тукая Иванова Л.Т.

Занятие 14: (2ак.ч.- лекция, 4ак.ч.- практика)

1. Экскурсия в Музее 1000-летия Казани.

2. Лекция «Искусство татарского народа».

Лектор – экскурсовод, искусствовед музея Кариева Л.А. или Шагиева Р.Г.

Занятие 15: (2 ак.часа – лекция, 2ак.часа - практика)

Изобразительное искусство в Казани. Известные художники Татарстана.

Художественное училище им.Фешина

Экскурсия в Музее изобразительных искусств РТ, по усадьбе Сандецкого.

Домаш.задание: Самостоятельная прогулка по улице К.Маркса от пересечения с ул.Муштари до пл.Свободы.

Лектор – экскурсовод Музея изобразительного искусства РТ.

Занятие 16: методическое: (3 ак.часа – лекция, 1 час - практика)

Экскурсоведение – разработка экскурсии. Методич.приемы, используемые при подготовке текста и во время рассказа\показа эксурсии: реконструкция, сравнение, цитирование и т.д. Прием движения в экскурсии.

Включение архитектурно-градостроит-х тем, подтем в экскурсионный маршрут.

Распределение маршрута мега-экскурсии по зонам ответственности между учащимися.

Практика: рассказ каждым учащимся об 1м выбранном объекте.

Домашнее задание: подготовка материалов к написанию текстов мини-экскурсий по своим участкам маршрута (зонам ответственности)

Препод. - засл.деят.культурыРТ, засл.работник образ.РТ Ильина И.С.

Занятие 17: методическое: (3 ак.часа – лекция, 1 час - практика)

Экскурсоведение – проведение экскурсии. Дифференцированный подход к экскурсионному обслуживанию: по тематике, по форме (напр. в ночное, др.время; прогулки от гостиницы, использ-е такси, трамваев и др.видов транспорта) и доп.услугам (напр. питание, сувениры); по категории экскурсантов (возраст, род занятий, интересы, географ.происхождение\интуристы)

Психология в экскурсионной деятельности. Разрешение конфликтных ситуаций.

Портфель экскурсовода, маршрутная карта и т.д. Применение наглядных пособий, технических средств.

Законы,нормативные правовые акты РФ и информационные технологии в сфере туризма.

Домаш.задание: Замер времени (хронометраж) перехода по своему участку. Подготовка Маршрутной карты по своему участку.

Препод. - засл.деят.культурыРТ, засл.работник образ.РТ Ильина И.С.

Занятие 18: методическое: (4 ак.часа – лекция)

Экскурсоведение – проведение экскурсии. Профессиональное мастерство экскурсовода. Его компоненты: конструктивный, организаторский, коммуникативный и познавательный. Владение педагогической техникой. Технология проведения экскурсии (в т.ч. расстановка группы у объекта, организация перемещения группы между объектами).

Тестирование учащихся по методическим занятиям (разработка и проведение экскурсии).

Домаш.задание: Подготовка портфеля экскурсовода по своему участку. Написание текстов мини-экскурсий по своим участкам маршрута (зонам ответственности)+ по желанию дополн.

Сдача учащимися текстов мини-экскурсий и маршрутных карт по своим участкам маршрута (зонам ответственности). Проверка текстов мини-экскурсий.

Занятия 19-20: (8 ак.часов – практика)

Обсуждение технологических карт и текстов экскурсий, замечаний и рекомендаций к текстам (возможно индивидуал. занятия).

Самост.работа: Исправление текстов. Корректировка маршрутной карты по своему участку.

Занятие 21: (4 ак.часа – практика)

Самостоятельное организационное занятие группы. Совместная подготовка текста объединенной автобусной обзорной экскурсии по центру Казани «Казань – место встречи двух миров» (вкл.пешеходные экскурсии по Старо-Татарской Слободе и ул.Баумана, комплексу КГУ).

Корректировка текста автобусной обзорной экскурсии «Казань – место встречи двух миров» преподавателем и ответственным из группы.

Дом.задание: Заучивание текста экскурсии по своему участку и соседним.

Занятие 22: (4 ак.часа – практика)

Тестирование учащихся по методическим занятиям (разработка и проведение экскурсии).

Репетиция учащимися текстов экскурсии «Казань – место встречи двух миров» » по пешеходным участкам маршрута.

Домашнее задание. Корректировка объединенной технологической карты обзорной экскурсии (на участках с показом по ходу автобса) в соответствии с установленным хронометражом. Заучивание утвержденного текста экскурсии по всему маршруту.

Занятие 23: (4 ак.часа – практика)

Репетиция учащимися текстов обзорной экскурсии «Казань – место встречи двух миров» по пешеходным участкам маршрута. (Знать текст по всему маршруту)

Занятие 24: (4 ак.часа – практика)

Зачетная пешеходная экскурсия по комлпексу КГУ, улицам.Баумана и Кремлевская.

.

Занятие 25: (4 ак.часа – практика)

Зачетная пешеходная экскурсия по Старо-Татарской Слободе.

Занятие 26 (4 ак.часа – практика)

Методическая обзорная автобусная экскурсия по Казани.

Экскурсовод – рук.Гильдии экскурсоводов РТ Секретова Н.А.

Занятие 27: методическое +репитиция: (1 ак.часа – лекция 3ак.часа - практика)

Экскурсоведение – специфика показа и рассказа (краткой экскурсионной справки) по ходу движения автобуса.

Репетиция учащимися текста автобусной экскурсии с хронометражом по улицам Горького, К.Маркса, Б.Красной и др. участкам экскурсии с показом по ходу автобуса.

Дом.задание: Самостоятельно (можно объединившись с учащимися подгруппы) провести обзорную автобусную экскурсию на легковом автомобиле.

Занятие 28-29: (8 ак.часа – практика)

Пробная+зачетная обзорная автобусная (возм.на легковой а\машине учащихся) экскурсия по Казани

Занятие 30: (4ак.часа – практика)

Зачетная обзорная автобусная экскурсия по Казани 



Назад в раздел
it-construction