ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КУРСЫ, переподготовка, профессиональное обучение / Обучение по туризму и гостеприимству
Курсы экскурсоводов - автобусная и пешеходные экскурсии по Казани | «Comfest»
Назад в раздел
1я ч. базовая ЭКСКУРСОВОД Обзорная автобусная(центр) +3 пешеходные экскурсии
© Учебно-тематический план и программа курса
«ЭКСКУРСОВОД - базовый курс»
Подготовка обзорной комбинированной (автобусной и пешеходной) экскурсии «КАЗАНЬ – МЕСТО ВСТРЕЧИ ДВУХ МИРОВ»
Необходимая начальная подготовка: на базе высшего проф.образования (бакалавриат). Рекомендуется знать (прочитать) учебники для 6-8 классов средней общеобразовательной школы «История Татарстана».
Продолжительность курса: 4 месяца = 120 академических часов + самост.работа.
Цель курса: Получение слушателем базовых знаний по экскурсоведению, разработка и подготовка к проведению обзорной комбинированной (автобусной и пешеходной) экскурсии «Казань – место встречи двух миров», вкл.пешеходные по Старо-Татарской слободе, улицам Баумана и Кремлевской.
Описание маршрута мега-экскурсии: Ж/д вокзал (ул.С.Галеева) – ул.Ташаяк - ул. Л.Булачная - ул.Астрономическая - ул. Московская -ул.Татарстан - ул.Тукая (выход группы у Юнусовской площади) - пешеходная экскурсия по Старо-Татарской слободе (ул.Ф.Карима, -К.Насыри -ул.Кунче –ул.Марджани до мечети –ул.К.Насыри – посадка группы в автобус) –ул.Пушкина – ул.Татарстан - ул.Горького - ул.К.Маркса – ул.Театральная -остановка с обзором пл. Свободы (возможен, но не предусмотрен объезд вокруг Кабинета Министров РТ с подъездом к НКЦ «Казань» - объект входит в занятие №13) – поворот налево по ул.Б.Красная - выход посещение Богородицкого монастыря –– ул. Батурина – ул. К.Маркса – ул.Япеева - ул Дзержинского (Черное озеро) - ул. Лобачевского, ул. Кремлевская (КПФУ), - ул. Университетская, ул. Баумана выход группы, пешеходная экскурсия по ул.Баумана (до ул. М.Джалиля –переход до Петропавловского собора) - пешеходная экскурсия по ул.Кремлевская от ул.М.Джалиля по пер.Рахматуллина (\Мариинская гимназия, гост.Дворянского собрания) выход на ул.Кремлевская (Александровский и Чернояровский Пассаж, Главпочтамт) до площади 1 мая к Спасской башне Кремля.
Занятие 1: (4 ак.часа – лекция)
Происхождение казанских татар. История Казани Х-ХУП вв. (Волжская Булгария, Булгарский Улус в Золотой Орде,)
Домашнее задание: читать учебники «История Татарстана» для учащихся 6-8 классов средней школы.
Напр.см. http://isttat6.izmeri.edusite.ru/p19aa1.html - электронный учебник "История Татарстана. 6 класс" составлен на основе учебника А.М.Прокофьева
Лектор – д.и.н., проф.КГУ Давлетшин Г.М.
Занятие 2: (4ак.ч.- практика)
История развития религиозных конфессий в Казани: Ислам.
Экскурсия по Соборной Мечети Казани им. Марджани и по Апанаевской мечети. (вкл.историю Сенной мечети и Кул-Шариф)
Домашнее задание: посетить в будни днем Синагогу и музей в ней (возможно организовнно с представителем УЦ «Комфест»)
Лектор – Сунгатуллина С.З. или Имам\шакирд мечети им.Марджани,
Занятие 3: (4 ак.часа – лекция)
Казанское ханство и его завоевание в 1552г. История Казани и Казанской губернии – ХУП - ХIХ вв. (период «казанского царства» в Московском государстве до начала ХУШв,, административные образование и преобразования Казанской губернии ХУШв в Российской империи)
Домашнее задание: посетить Национальный госуд. музей РТ.
Лектор – Свердлова Л.М. профессор КГУ или
к.и.н.,зав.отд.Инс.истории РТ Загидуллин И.К.
Занятие 4: (2ак.ч.- лекция, 2ак.ч.- практика)
История развития религиозных конфессий в Казани: Православие. Экскурсия по Богоргодицкому монастырю и Кресто-воздвиженской церкви.
Дом.задание: Самостоятельная прогулка по улице Б.Красная и К.Маркса (от Кремля\ул.Батурина до площади Свободы. Посещение Музея иконы Казанской Б.Матери
Лектор, экскурсовод: директор музея Благовещенского собора Пехтелева О.А.
Занятие 5 методическое: (4 ак.часа – лекция)
Экскурсоведение – разработка экскурсии. Понятие обзорной городской экскурсии – пешеходной и автобусной (цели. задачи, многоплановость,др.). Построение экскурс.маршрута, хронометраж, типы экскурс.объектов. Основы построения экскурсии – ее структура, отбор подтем, объектов, текст и методич.разработки экскурсии (маршрут.карта, портфель экскурсовода).
Дом.задание:Выдача заданий по подготовке рассказа каждым по 1му объекту по маршруту.
Лектор - засл.деят.культурыРТ, засл.работник образ.РТ Ильина И.С.
Занятие 6: (1ак.ч.- лекция, 3ак.ч.- практика)
Архитектурный комплекс Университета (КГУ). Наука в Татарстане. История КГУ (экскурсия в музее КГУ).
Экскурсия по Национальной библиотеке РТ (Дом Ушкова).
Лекция «Библиография -поиск и работа с материалами по Казани. Справочно-информационные ресурсы нац.библиотеки им.Ленина - каталоги т т.д.»
Дом.задание: самост.прогулка по двору главного корпуса Университета (КГУ)
Экскурсовод музея КГУ
Лектор Кочкарина Г.Ф.- зав.инф.-библ.отд.Нац.библиотеки РТ
Занятие 7: (4а.часов – лекция\презентация) Архитектурный «ликбез» и архитектурные стили на примере казанских памятников истории и культуры
Архитектурный "ликбез": основные понятия, архитектурные элементы, составляющие.
Этапы градостроительного освоения территории Казани, границы исторического поселения.
Архитектура Казани: ХУ – ХХIвв. (по этапам)
Основные архитектурные стили на примере казанских памятников истории и культуры. (в т.ч. объекты по ул.Кремлевская, К.Маркса, Горького и др.)
Особенности национальной мусульманской архитектуры Казани.
Особенности христианской (православной, лютеранской, католической) архитектуры Казани (вкл.Крестовоздвиженскую церковь, храм св.великомученницы Варвары)..
Лектор – зам.предс.ТРО ВООПИК, архитектор Забирова Ф.М.
Занятие 8: (3 ак.часа – практика)
Экскурсия по Старо-Татарской Слободе без захода в мечети: Юнусовская площадь (ул.Тукая, музей Тукая, Голубая мечеть), по ул. Ф.Карима выйти на ул.К.Насыри (возможна петля до ул.Кунчи), через рес-н «Казанская усадьба» выйти на ул.Марджани (купеческие дома), к театру Камала (с обзором на оз. Кабан и парк 1000-летия, памятник С.Сайдашеву, клуб Шарык) переход через ул.Татарстан, по ул.Московской (б.г.Булгар, Сенная мечеть), выйти на Сенную площадь (дом Фукса)
Экскурсовод –рук.Гильдии экскурсоводов Секретова Н.А. или к.ист.н.Шагиева Р.Г.
Занятие 9: (4ак.ч.- лекция,)
Казанский посад. История, архитектура, культура Казанского Посада. Казань купеческая.
Лектор – краевед, публицист Жаржевский Л.М.
Занятие 10: (4 ак.часа – практика)
Казанский посад. Фактологическая экскурсия по ул.Баумана (возможен круг до ул.Кремлевская через улицы М.Джалиля и .К.Наджми)
Лектор – краевед, публицист Жаржевский Л.М.
Занятие 11: (3ак.ч.- лекция, 1ак.ч.- практика) Театральная история Казани
Театральная история Казани. Татарский драм.театр Русский драматический театр (театр им.Качалова). Оперный театр и др..
Дом.задание: посещение музея в театре им.Камала, в театре им.Качалова
Лектор – профессор КГУ Бушканец Л.Е.
Занятие 12: (1ак.ч.- лекция, 3ак.ч.- практика)
Русские литераторы и поэты Х1Х века и рубежей Х1Х-го в Казани: Державин, Боратынский, Толстой, Горький. Экскурсия в музее Боратынского
Пешеходная экскурсия по ул.Горького, Карла Маркса (вкл.сквер Л.Толстого), Муштари,
Дом.задание: Самостоятельное посещение Музея Горького.
Лектор-экскурсовод – зам.директора и с.н.сМузея Боратынского., к..и.н. Скворцова Е.В.
Экскурсовод Музея Боратынского – Маслов А.Г. .
Занятие 13: (2ак.ч.- лекция, 2ак.ч.- практика)
1. Лекция «Литература и поэзия татарского народа».
2. Экскурсия по музею Тукая
Дом.задание: Самостоятельное посещение Музея истории татарской литературы с мем-квартирой Ш.Камала на ул.Островкого-15.
Лектор – экскурсовод - зав.отд.музея Тукая Иванова Л.Т.
Занятие 14: (2ак.ч.- лекция, 4ак.ч.- практика)
1. Экскурсия в Музее 1000-летия Казани.
2. Лекция «Искусство татарского народа».
Лектор – экскурсовод, искусствовед музея Кариева Л.А. или Шагиева Р.Г.
Занятие 15: (2 ак.часа – лекция, 2ак.часа - практика)
Изобразительное искусство в Казани. Известные художники Татарстана.
Художественное училище им.Фешина
Экскурсия в Музее изобразительных искусств РТ, по усадьбе Сандецкого.
Домаш.задание: Самостоятельная прогулка по улице К.Маркса от пересечения с ул.Муштари до пл.Свободы.
Лектор – экскурсовод Музея изобразительного искусства РТ.
Занятие 16: методическое: (3 ак.часа – лекция, 1 час - практика)
Экскурсоведение – разработка экскурсии. Методич.приемы, используемые при подготовке текста и во время рассказа\показа эксурсии: реконструкция, сравнение, цитирование и т.д. Прием движения в экскурсии.
Включение архитектурно-градостроит-х тем, подтем в экскурсионный маршрут.
Распределение маршрута мега-экскурсии по зонам ответственности между учащимися.
Практика: рассказ каждым учащимся об 1м выбранном объекте.
Домашнее задание: подготовка материалов к написанию текстов мини-экскурсий по своим участкам маршрута (зонам ответственности)
Препод. - засл.деят.культурыРТ, засл.работник образ.РТ Ильина И.С.
Занятие 17: методическое: (3 ак.часа – лекция, 1 час - практика)
Экскурсоведение – проведение экскурсии. Дифференцированный подход к экскурсионному обслуживанию: по тематике, по форме (напр. в ночное, др.время; прогулки от гостиницы, использ-е такси, трамваев и др.видов транспорта) и доп.услугам (напр. питание, сувениры); по категории экскурсантов (возраст, род занятий, интересы, географ.происхождение\интуристы)
Психология в экскурсионной деятельности. Разрешение конфликтных ситуаций.
Портфель экскурсовода, маршрутная карта и т.д. Применение наглядных пособий, технических средств.
Законы,нормативные правовые акты РФ и информационные технологии в сфере туризма.
Домаш.задание: Замер времени (хронометраж) перехода по своему участку. Подготовка Маршрутной карты по своему участку.
Препод. - засл.деят.культурыРТ, засл.работник образ.РТ Ильина И.С.
Занятие 18: методическое: (4 ак.часа – лекция)
Экскурсоведение – проведение экскурсии. Профессиональное мастерство экскурсовода. Его компоненты: конструктивный, организаторский, коммуникативный и познавательный. Владение педагогической техникой. Технология проведения экскурсии (в т.ч. расстановка группы у объекта, организация перемещения группы между объектами).
Тестирование учащихся по методическим занятиям (разработка и проведение экскурсии).
Домаш.задание: Подготовка портфеля экскурсовода по своему участку. Написание текстов мини-экскурсий по своим участкам маршрута (зонам ответственности)+ по желанию дополн.
Сдача учащимися текстов мини-экскурсий и маршрутных карт по своим участкам маршрута (зонам ответственности). Проверка текстов мини-экскурсий.
Занятия 19-20: (8 ак.часов – практика)
Обсуждение технологических карт и текстов экскурсий, замечаний и рекомендаций к текстам (возможно индивидуал. занятия).
Самост.работа: Исправление текстов. Корректировка маршрутной карты по своему участку.
Занятие 21: (4 ак.часа – практика)
Самостоятельное организационное занятие группы. Совместная подготовка текста объединенной автобусной обзорной экскурсии по центру Казани «Казань – место встречи двух миров» (вкл.пешеходные экскурсии по Старо-Татарской Слободе и ул.Баумана, комплексу КГУ).
Корректировка текста автобусной обзорной экскурсии «Казань – место встречи двух миров» преподавателем и ответственным из группы.
Дом.задание: Заучивание текста экскурсии по своему участку и соседним.
Занятие 22: (4 ак.часа – практика)
Тестирование учащихся по методическим занятиям (разработка и проведение экскурсии).
Репетиция учащимися текстов экскурсии «Казань – место встречи двух миров» » по пешеходным участкам маршрута.
Домашнее задание. Корректировка объединенной технологической карты обзорной экскурсии (на участках с показом по ходу автобса) в соответствии с установленным хронометражом. Заучивание утвержденного текста экскурсии по всему маршруту.
Занятие 23: (4 ак.часа – практика)
Репетиция учащимися текстов обзорной экскурсии «Казань – место встречи двух миров» по пешеходным участкам маршрута. (Знать текст по всему маршруту)
Занятие 24: (4 ак.часа – практика)
Зачетная пешеходная экскурсия по комлпексу КГУ, улицам.Баумана и Кремлевская.
.
Занятие 25: (4 ак.часа – практика)
Зачетная пешеходная экскурсия по Старо-Татарской Слободе.
Занятие 26 (4 ак.часа – практика)
Методическая обзорная автобусная экскурсия по Казани.
Экскурсовод – рук.Гильдии экскурсоводов РТ Секретова Н.А.
Занятие 27: методическое +репитиция: (1 ак.часа – лекция 3ак.часа - практика)
Экскурсоведение – специфика показа и рассказа (краткой экскурсионной справки) по ходу движения автобуса.
Репетиция учащимися текста автобусной экскурсии с хронометражом по улицам Горького, К.Маркса, Б.Красной и др. участкам экскурсии с показом по ходу автобуса.
Дом.задание: Самостоятельно (можно объединившись с учащимися подгруппы) провести обзорную автобусную экскурсию на легковом автомобиле.
Занятие 28-29: (8 ак.часа – практика)
Пробная+зачетная обзорная автобусная (возм.на легковой а\машине учащихся) экскурсия по Казани
Занятие 30: (4ак.часа – практика)
Зачетная обзорная автобусная экскурсия по Казани
Назад в раздел